«Священник должен интуитивно ощущать тот образ жизни, которым живет воинская часть». - Мои статьи - Каталог статей - Київська Русь
Середа, 29.03.2017
РУСЬ-КОЗАЦТВО-УКРАЇНА
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [12]
Наш опрос
Оценіть будьласка корисність інформації на нашому сайті..
Всього відповідей: 30
Главная » Статьи » Мои статьи

«Священник должен интуитивно ощущать тот образ жизни, которым живет воинская часть».

«Военные - это люди, которые понимают то, о чем ты говоришь, буквально. Поэтому вести беседу нужно не философски отвлеченно, а реально применимо к их жизни»

- Отец Иоанн, по благословению архиепископа Амвросия Вы часто взаимодействуете с Вооруженными силами в Черниговской епархии. Скажите, изменилось ли у военных отношение к священникам за последнее время? Ведь еще лет 10-15 назад офицеры не знали, что делать: пожимать священнику руку, отдавать честь или брать благословение?

- Дело в том, что опыт моего общения с вооруженными силами приблизительно 12 лет. Сначала помогал своему тестю, протоиерею Иоанну Фесику, который, по благословению митрополита Антония, нес послушание в области взаимодействия с воинскими формированиями. Постепенно это стало моей обязанностью и уже по благословению владыки Амвросия я исполняю такое послушание, как кураторство в воинских частях.

За это время сменилось поколение офицеров, то есть те, кто тогда был молодым лейтенантом, сейчас занимают руководящие должности. И сейчас священника встречают как желанного гостя, на него возлагают определенные надежды, потому что его присутствие предполагает наличие ответственности и исполнения, скажем так, определенного кодекса чести среди офицеров. И когда родители солдат видят, что священник принимает участие в жизни воинской части, это увеличивает степень доверия к самой воинской части как к таковой.

Сами офицеры, в отличие от солдат, которые пришли и ушли, имеют возможность общаться со священником из года в год, и это дает возможность сформировать более глубокие, личностные отношения, когда люди обращаются к священнику уже не только как военнослужащие, но и как прихожане. Поэтому, если при встрече офицеры и подают мне руку, то это не официальное приветствие, а, скорее, дружеское.

- Какие задачи сегодня стоят перед священником в армии?

- Я думаю, что самая первая задача - это быть миротворцем, миролюбивым, постараться стать носителем любви и мира. Требовательности, строгости и уставного положения у них хватает и так. А священник, это такой человек, который, не нарушая устава, привычного ритма жизни части, приносит особое состояние вдохновения. Когда он может поговорить доверительно с офицерами, солдатами, когда эти отношения строятся не первый год, то военнослужащие приходят на богослужение и обращаются к священнику, как к своему, близкому им человеку. То есть простое священническое служение - это основное, что он может привнести в армию.

- Отец Иоанн, Вы некоторое время вели лекции по христианской этике в школе милиции. Расскажите, пожалуйста, об этом предмете, а также об отношении к нему самих студентов и преподавателей.

- На сегодняшний день школа милиции находится в ведомстве госдепартамента по исполнению наказаний. Нужно сказать, что и сейчас в школе проходят встречи со священником, читаются лекции. Самое важное, чтобы эти лекции были в помощь самим курсантам, чтобы они давали им знание, как с точки зрения православного богословия человек может воспитать себя перед Богом, сформировать как человека. И научиться видеть себя перед Богом. Потому что было бы не правильно учить их, как поступать с другими, не научив их ответственности за себя. Поэтому все лекции, на которых мы встречаемся, направлены в первую очередь на то, как себя создать. Как в Евангелии написано: «Идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19). Если они сами будут знать христианский путь воспитания, путь жизни, то эти знания подскажут им, как относиться к другим людям.

- Какими специфическими знаниями должен обладать священник для полноценного общения с военными?

- Во-первых, священник должен очень хорошо знать все воинские звания, элементарные воинские обращения, и, конечно, понимать воинский устав. Как в старинной пословице говорится, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», так и здесь, когда священник входит в воинскую часть, он должен очень хорошо знать и понимать все отношения, как в среде офицеров, так и между командованием и солдатами. Это необходимо для того, чтобы не стать причиной недоразумений, смущений, невзаимопонимания. И, конечно, нужно знать, что перед тобой люди, которые часто понимают то, о чем ты говоришь, буквально, поэтому вести беседу нужно не как-то философски отвлеченно, а более естественно и реально применимо к той жизни, в которой они сейчас живут. Нужно, чтобы священник умел интуитивно ощущать тот образ жизни, которым живет воинская часть.

«Результат служения священника в армии заметен уже тогда, когда командиры в личном общении приводят друг другу слова из воскресной проповеди...»

- С вашей точки зрения то, что между Церковью и армией на сегодняшний день существует диалог, положительно сказывается на наших войсках? Заметны результаты общения?

- Однозначно положительно. Результат заметен уже тогда, когда командиры в личном общении и отношениях друг с другом вспоминают и приводят слова священника из проповеди, или притчи. Или приводят примеры из тех православных фильмов, которые мы просматриваем с ними вместе. Это уже очень большой плюс, ведь очень часто бывает так, когда особенно молодые командиры просто не знают, с кого брать пример или по какому этическому принципу служить и следовать. И общехристианский принцип отношений друг с другом, конечно, во многом становится фундаментом для формирования их внутренних убеждений.

Кроме того, священник должен помнить, что многие солдаты принадлежат к разным конфессиям, и ни в коем случае своими словами, действиями, призывами он не должен вызывать у них какое-либо внутреннее противостояние. Он может только миролюбиво призывать исполнять те христианские ценности, которые важны по Евангелию, по жизни. Проповедовать тот православный принцип терпимости, который написан в Евангелии.

- Бывали ли случаи, когда приходилось крестить новообращенных солдат?

- В моей практике таких случаев не было.

- Есть ли среди служащих постоянные прихожане, община военных на территории части, которые нуждаются в регулярной исповеди, причастии?

- Поскольку наша часть находится непосредственно в городе, то даже те военные, которые живут в части, имеют возможность посещать храмы. А офицеры очень часто приходят на службу, исповедуются, причащаются, и не только сами, а семьями. Детей приводят, принимают активное участие в жизни Церкви как прихожане.

- Церковь делает шаг на встречу Вооруженным силам, а со стороны военных есть ответная заинтересованность? Или все держится на инициативе отдельных людей?

- Добрая инициатива, исходящая от людей, обязательно будет иметь продолжение. Сменяются командиры, обновляется офицерский состав, но хорошие традиции поддерживаются и даже инициируются какие-то новые положительные моменты в отношениях. Приходят офицеры из других частей и, узнав о сложившихся традициях, предлагают свою помощь в проведении мероприятий, праздников, свои новые идеи и участие.

- Приходится ли священнику, помимо выполнения своих прямых обязанностей, оказывать солдатам психологическую помощь?

- В нашем постатеистическом обществе и в это сложное время очень часто возникает необходимость в психологической помощи человеку. И, собственно говоря, священник, как духовник, всегда был человеком, перед которым можно не только высказаться, но и посоветоваться с ним, а исповедуясь, облегчить свое внутренне состояние и разобраться в существующих проблемах. Поэтому разделять священническое служение и психологическую помощь было бы неразумно: священническое служение уже вмещает в себя разные психологические аспекты.

- Участие священника в армейской жизни согласовывается с пожеланиями личного состава и решениями командования. Бывали ли случаи, когда по той или иной причине командование части отказывало верующим солдатам во встрече со священником?

- В моей практике никогда такого не было. Всегда командование шло на встречу. Даже тогда, когда солдат, не желая идти в караул или исполнять какой-либо наряд, просит отпустить его в храм на праздник, его всегда отпустят. Ну а потом, конечно назначат, если можно так выразиться, армейское послушание.

- Как в военной части проходят религиозные праздники?

- Когда наступает православный праздник, в первую очередь, всех верующих и желающих отпускают в увольнение, чтобы они посетили городские храмы. Великие праздники, такие как Рождество, Пасха, проходят с участием священника. Нет возможности всех отпустить в храм, зато есть возможность священнику приехать в часть всех поздравить, помолиться, окропить святой водой. На Рождество обязательными уже стали концерт воскресной школы и церковного хора с колядками и вертепом. На Пасху -освящение куличей. Вы знаете, многие солдаты у себя дома так часто не встречались со священником и не были к нему на столько близки, насколько они теперь имеют возможность увидеться и пообщаться с ним в части, услышать хор, увидеть те представления детей из воскресной школы.

- Вы часто бываете на принятии присяги военнослужащими. Расскажите, как это проходит? Раскройте аспект участия священника в этой церемонии....

- Принятие присяги - очень торжественный момент в жизни солдат, потому что после присяги призывник становится солдатом. С другой стороны, присяга - это клятвенное обещание перед страной, перед родными и близкими. С третьей стороны - это приезд родителей, которые своим присутствие поддерживают солдата. И присутствие священника, служащего краткий молебен, торжественное поздравительное слово, окропление святой водой - все это вдохновляет и поддерживает солдат, дает надежду родителям и является некоторым залогом успешного служения и упования на то, что раз священник благословляет, то Господь будет сопутствовать воинской службе.

«Межконфесиональные вопросы выносятся за территорию воинской части и через КПП они проходить не должны»

- На сегодняшний день существует множество тоталитарных сект, деструктивных культов, различных религиозных течений, представители которых есть и среди солдат. Проводят ли священники Черниговской епархии разъяснительные и духовные беседы с солдатами?

- Чаще всего, если молодой человек попадает в такую секту, в военкоматах при медосмотре специалисты замечают психологические отклонения, и таких парней просто не берут в армию. Обычно предоставляют возможность альтернативной службы. Потому что человеку, у которого, нарушено восприятие окружающего мира и людей, дать оружие в руки - это не просто преступление, а реальная опасность. С другой стороны, если в среде солдат бывают какие-либо знания или мнения относительно сект, то в беседе со священником они получают ответы на тревожащие их вопросы относительно взглядов на жизнь или отношения к религии.

- Как решается такой вопрос: присягу принимают военнослужащие разных конфессий, значит, теоретически в церемонии должны принимать участие священники и пасторы разных направлений. Как это происходит в Вашей практике?

- На сегодняшний день складывается такая ситуация, что в присяге участвуют практически все православные. И зачастую сами солдаты, и их родители не имеют, или имеют очень мало представления о межконфесиональном различии. Поэтому часто обычное присутствие священника, особенно если его знают и рекомендуют командиры, и родители и солдаты воспринимают положительно.

В самом служении священника в воинской части выбирается такое направление, которое бы не несло даже малейшей конфессиональной нетерпимости. Всегда нужно старается построить ответ, выступление, проповедь так, чтобы она призывала людей выполнять те нравственные принципы, в которых они должны быть едины. Они должны быть единым взводом, единым отделением, единой частью. А межконфесиональные вопросы выносятся за территорию воинской части и через КПП они проходить не должны.

Если же попадаются солдаты других вероисповеданий, в корне отличающихся от православного, то тогда, согласно концепции военного священника, он может найти в области представителя духовенства этого религиозного учения и дать возможность солдату побывать у него. Но в моей практике такого не было.

- Скажите, отец Иоанн, с каким наиболее часто задаваемым вопросом относительно темы Вооруженных сил вам приходится сталкиваться в своем служении?

- Очень часто молодые люди приходят и спрашивают: «Скажите, батюшка, христианские заповеди призывают нас к миролюбию и терпимости в обществе, и как это люди верующие шли на войну убивать? Как христианский взгляд на жизнь с этим согласуется?» Так вот, хочется сказать, что сам этот вопрос - провокационный и неправильный. Потому что люди шли на войну умирать, защищая свою веру, свое отечество, своих родных и близких. На войну убивать никто не шел. Убивать идут на охоту, когда охотятся на зверей. А когда люди идут на войну, они идут жертвовать своей жизнью, и здесь уместно привести слова Евангелия о том, что «нет больше той любви, если кто жизнь свою отдаст за други своя». Вот это то основание, которое понуждает человека оставить семью, детей, родных и близких, взять оружие в руки и идти на войну, для того чтобы умереть и защитить свое Отечество. А уже сами боевые действия, сам бой диктует свои отношения, свои правила. И не убивают тех, кто мирно ходит по дороге, убивают тех, кто идет с оружием убивать наших родных и близких.

И потому 9 мая во всех храмах Черниговской епархии, как и во всей Украинской Православной Церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира совершались заупокойные богослужения по убиенных воинах, отдавших жизнь за мир в своей Отчизне.

Беседу вел священник Георгий Лобанов
 
 
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: ГЕТЬМАН (07.06.2009)
Просмотров: 1923 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
14.02.2012 Спам
1. akLoLurubbx
I establish pre-eminent setting http://www.brandgenericdrugs-pillstabletsshipping.com/?info=propecia&offer=302 i interesting

Ім`я *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
    

 


Інтернет-радіо "Просфора":

"Відродимо Запорізьку Січ"!
 

 Відродимо Запорізьку Січ!  

Українські предки знали Заратустру?!

Частина українських предків знала Заратустру?!

 
  
  ЩЕ МАТЕРІАЛИ ПРО РУСИНІВ-КОЗАКІВ-УКРАЇНЦІВ..:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Copyright MyCorp © 2017
Безкоштовний хостинг uCoz